Кристиан Диор: предсказанная судьба. Когда Кристиану было 14 лет, в родном Гранвиле на севере Франции он встретил предсказательницу судьбы, которая, едва глянув в его ладонь, сказала ему: «У вас не будет денег и помогут вам женщины. С их помощью к вам придет успех. Благодаря им вы разбогатеете и будете много путешествовать». Вернувшись домой, он рассказал об этом матери и братьям – но они только посмеялись над пророчеством: в семье состоятельного фабриканта не знали, что такое нужда. Никто из них не мог предположить,что через 28 лет Париж будет чествовать Кристиана как величайшего кутюрье своего времени. Диор получил начальное образование дома, а затем, по настоянию родителей, поступил в свободную школу политических наук в Париже. Он быстро нашел себе друзей – поэтов, актеров и художников, с которыми, вместо занятий по географии и международному праву, проводил время в музеях или в кабачке на Монмартре. Будущий кутюрье тогда не понимал, чем хочет заниматься в жизни, не мог найти себя. Немного рисовал, немного писал, но, будучи от природы слишком застенчивым, он считал, что у него отсутствует талант к чему-либо. В 1928 году он уговаривает отца профинансировать открытие арт-галереи, где, в числе прочих работ, выставлялись Матисс и Пикассо. В 1931 году все рушится: от рака умирает мать Кристиана, отец оказывается жертвой мошенничества и терпит банкротство, а сам Диор заболевает туберкулезом. Прекращает свое существование и картинная галерея – она никогда не приносила большого дохода. Первая часть предсказания начинает сбываться. На деньги друзей Кристиан отправляется в санаторий в Пиренеях, а потом на остров Ибица. Со здоровьем возвращается и желание что-то изменить в жизни: Диору необходимо зарабатывать на жизнь, и он начинает продавать свои рисунки: эскизы шляпок и платьев печатают в иллюстрированном приложении к «Le Figaro». Вскоре, он уже известен в Париже как иллюстратор и работает для нескольких журналов и таких Домов моды, как Molyneux, Balenciaga и Schiaparelli. Вскоре его приглашают штатным рисовальщиком в Дом Robert Piguet - прославленного модельера предвоенной эпохи. Здесь надо объяснить, как функционировали большие Дома моды того времени: глава Дома моды не был создателем платьев в полной мере. Его задача была в том, чтобы отбирать, использовать и внедрять идеи других. Рисовальщики, подобно самому Диору, странствовали из Дома в Дом и предлагали рисунки с фасонами своего сочинения (их еще называли «гравюрками»), закройщицы приносили на выбор полотняные модели; разные независимые мастерицы – юбочницы, корсажницы, рукавницы приносили части платьев, которые затем притачивались друг к другу и создавали, таким образом, новые модели. В этом смешении стилей и индивидуальностей только вкус и чутье самого Кутюрье могли подвести какой-то общий знаменатель и образовать единую коллекцию. Война отодвигает карьеру молодого Диора на второй план – он призван в армию, но ужев 1941 году возвращается в Париж, где начинает работать на кутюрье Люсьена Лелона вместе с молодым Пьером Бальменом. В какой-то момент они даже думают о том, чтобы совместно создать Дом моды, но Бальмен выбирает сольное творчество и в 1945 годувполне успешно открывает собственный Дом. Через год Диор получает заманчивое предложение от текстильного магната Марселя Буссака: необходимо восстановить зачахнувший Дом «Philippe e Gaston», и он предлагаетДиору место главы. Во время их встречи вдруг происходит необычайное. Сам Диортак описывает это в своей автобиографии: «Кто не знает внезапной красноречивости застенчивых людей? Я услышал, как говорю, что не намерен воскрешать «Гастона», а хочу создать собственный Дом моды в квартале, который выберу сам. В этом Доме все будет новым – дух, мышление, персонал, меблировка и помещение. Мы живем в такое время, когда все надо начинать сначала, и разве новая жизнь не должна быть по-новому элегантной?». Диору каким-то чудом удается убедить Буссака, и вместо «Филиппа и Гастона» в холодном, истощенном войной и оккупацией февральском Париже 1947 года свою коллекцию презентует вновь созданный Дом Dior. По подиуму идут женщины в очень пышных многослойных юбках с тонкими талиямии округлой грудью, очерченной приталенными короткими жакетами. Зал притих, а потом взорвался овациями и криками «Браво!», от которых Диор за кулисами в ужасе заткнул уши, как он потом писал в дневнике. Так Франция, а следом за ней и весь мир познакомились со стилем, который главный редактор Harper’s Bazaar Кармел Сноу назовет new look – «новым обликом». «Диор возвратил мечту оскудевшему миру», —писал «Вог». «Первый сезон был блестящим. После открытия журналисты и покупатели неудержимым потоком хлынули в наш особняк. Их было столько, что нам пришлось отказаться от милого старого лифта и расширить за счет него лестницу, но и этого оказалось мало. Каждая ступенька стала привилегированным залом амфитеатра. Мы постоянно были вынуждены кому-то отказывать, пока, наконец, не ввели систему предварительной записи», - писал Диор. Дом Dior не закрывался даже ночью - неутомимые продавщицы обслуживали клиенток и профессиональных закупщиков. Пришлось открывать дополнительные мастерские и пошивочные цеха. Диор впервые ввел лицензионные соглашения на выпуск разработанных им моделей – сначала это произошло во Франции, а затем в Англии и Америке: после изнуряющей войны женщины нуждались в инъекции женственности, и очень скоро его модели заполнили гардеробы женщин всех сословий – от голливудских див и европейских аристократок до среднего достатка домашних хозяек (этим, конечно, пришлось довольствоваться упрощенными копиями из отделов готового платья). Диор управлял собственным Домом печально мало: всего 10 лет. Ему было 52 года, когда он неожиданно скончался от сердечного приступа в тосканском Монтекатини Терме. Созданный им стиль, new look, предопределит внешний вид женщин на десятилетие. То, что мы сейчас именуем «стилем 50-х» - ни что иное, как детище Диора: все те же тонкие талии, пышные юбки. «Женщины со своей непогрешимой интуицией не могли не уловить, что я мечтаю сделать их не только красивее, но и счастливее. Их благосклонность стала мне наградой», - написал он позже в своей автобиографии. Предсказательница судьбы не ошиблась ни в чем.